
Вилла Вагнера "Ванфрид" в Байройте. Перед виллой бюст короля Людвига II Баварского.
Театр в Байройте был построен в 1872 - 1876 годах по проекту архитектора Готфрида Земпера, однако при активном участии самого Вагнера. При очень скромном оформлении здания некоторые технические решения до сих пор остаются уникальными, сохраняя вот уже почти полтора столетия неослабевающий интерес публики к фестивалю, проводимому в этих стенах.


Характерными особенностями здания является зрительный зал в форме сектора амфитеатра, что было призвано обеспечить равную видимость сцены с любого места. За амфитеатром находятся ложи и балкон. Сцена расположена в так называемой "сценической башне", имеющей тройную по отношению к самой сцене высоту, что помогает быстро менять декорации.

Дополнительные трудности присутствуют не только для исполнителей: театр знаменит исключительно неудобными, тесными и жесткими креслами, что в наше время даже породило особый бизнес - прокат подушечек для сиденья. Никаких фойе в здании нет, перед началом спектакля и во время часовых антрактов публика прогуливается на свежем воздухе. По счастью, фестивали проводятся летом, а на случай плохой погоды вдоль стен театра сооружены легкие навесы, под которыми можно спрятаться от дождя. По мысли Вагнера, театр - это отнюдь не место отдыха и развлечения, а Храм Искусства, прихожанам которого не следует расслабляться.
Вагнеровский фестиваль начинался ещё в XIX веке. Он открылся впервые 13 августа 1876 года постановкой оперного цикла Вагнера "Кольцо Нибелунга".
После смерти Рихарда Вагнера бразды правления взяла в руки его супруга Козима, урождённая Лист. Это не совсем соответствовало пожеланиям самого Вагнера, который хоть и считал Байройтский фестиваль своей вотчиной, но передать дело собирался своему сыну Зигфриду.
Однако четырнадцатилетний подросток не мог возглавить фестиваль, а о чужом человеке во главе Байройта не могло быть и речи. Уже через несколько дней после похорон мужа Козима берётся за дело и, с риском для своего имиджа скорбящей вдовы, денно и нощно выступает в роли антрепренёра, финансового директора, специалиста по светским связям, а затем и режиссёра (несмотря на всеобщий скепсис, Козима довольно успешно производила на Зелёном холме многочисленные постановки вагнеровских опер, пересмотренные ею в разных городах).
Козима Вагнер

Лишь в 1907-ом году деятельная байройтская вдова передаёт руководство фестивалем сыну Зигфриду, которому было тогда уже 38.
После смерти Зигфрида фестивалем руководила до 1944 года его жена Винифред, затем его сыновья Виланд и Вольфганг Вагнеры.
Адольф Гитлер уже с 1923 г. на протяжении нескольких десятилетий имел доступ на виллу «Ванфрид». Придя к власти, он простёр свою руку защитника над фестивалем, он был вхож в дом Ванифред, вдовы умершего в 1930 г. сына Вагнера Зигфрида, он покровительствовал обоим ее сыновьям Виланду и Вольфгангу в чём только мог, и освободил Виланда, которого в мечтах видел художественным руководителем «фестиваля в честь мира» (после победы гитлеровской Германии), от военной службы (правда, Вольфгангу пришлось все-таки в 1939 участвовать в польском походе).

Нынешними руководительницами фестиваля являются Катарина Вагнер и Ева Вагнер-Паскье.
Достать билет в "Фестшпильхаус" не просто: если вы не сильный мира сего, то ждать придётся лет 10!
